Макаронная стабильность

Фильтры

Регион

Новости

Макаронная стабильность

Производство макарон в России и в Сибири переживает период застоя. Драйверы роста — высокий ценовой сегмент, освоение новых рынков и расширение ассортимента

Российский рынок макаронных изделий давно находится в состоянии спокойствия. Бурных скачков роста, которые были характерны для него в начале 2000-х, теперь не случается. Объемы производства и потребления застыли примерно на одном уровне. По оценкам аналитика ИК «Финам» Анны Мишутиной, в целом по стране объем рынка достиг 3,7–3,8 млрд долларов. Средние темпы роста в последние годы — 10–12% в номинальных ценах.

Эксперт ФГ БКС Богдан Зыков утверждает, что в 2011 году объем российского рынка макаронных изделий даже сократился, составив около 1,11 млн тонн, что незначительно (примерно на 0,8%) ниже прошлогодних показателей (1,1 млн тонн). «Спрос на макаронные изделия очень эластичен, и отмеченное падение говорит о временной стабилизации рынка после кризиса, а не о долгосрочном тренде на понижение. Напротив, объем потребления макаронных изделий за последние три года вырос с шести килограммов на человека в год до восьми килограммов», — добавляет Зыков. Учитывая, что на родине макарон — в Италии — едят более 25 кг на человека в год, резервы для роста есть.

Но каким будет этот рост? Вопрос актуален и для Сибири, ведь местные производители занимают 25–30% всего российского рынка. В денежном выражении — почти миллиард долларов. Одним из крупнейших игроков в СФО является алтайская компания «Мельник», занимающая примерно 60% на краевом и 7% на российском рынках. Достаточно сильны позиции и других крупных алтайских производителей — «Алейскзернопродукта», «Алмака», Поспелихинской макаронной фабрики (входит в структуру холдинга «АЛТАН»). Именно Алтайский край является лидером по производству макарон в Сибири: здесь производится около 80% всех объемов. Эта монополия сложилась потому, что практически все крупные алтайские производители макарон входят в структуру агрохолдингов, самостоятельно производящих муку, из которой, собственно, и делаются макароны. Такая сырьевая обеспеченность позволяет компаниям не зависеть от колебаний цен на муку, которые доставляют много беспокойства российским компаниям. В других регионах крупных производителей меньше. Есть Новосибирская макаронная фабрика, есть «Кемеровохлеб». При этом, как подчеркивалось выше, на другие регионы Сибири приходится около 20% производства, — или примерно 30 тыс. тонн в натуральном выражении.

Характерная для российского макаронного рынка стагнация не обошла стороной и Сибирь. Так, в 2011 году Алтайский край снизил производство на 3% к уровню 2010 года — до 114,2 тыс. тонн. Отметим, что это происходило на фоне роста в пищевой промышленности края — индекс промышленного производства по этому виду деятельности вырос на 4,7%. Причины отрицательной динамики — те же, что и в России: резервы количественного роста исчерпались. «Объем внутреннего производства последние несколько лет, после достижения в 2006 году показателей свыше миллиона тонн, растет невысокими темпами. На настоящий момент заметный объем производственных мощностей (по некоторым оценкам, более 30 процентов. — Ред.) в этом секторе остается недозагруженным», — отмечает Анна Мишутина.

Одной из специфических проблем Сибири явлются сложности с логистикой. Как отмечал гендиректор компании «АЛТАН» Валерий Покорняк, сибирские производители сталкиваются с нехваткой вагонов и долгими сроками транспортировки по железной дороге. Ситуация осложняется тем, что в некоторые регионы доставка по железной дороге является единственным вариантом.

Перспективы на будущее

Начало 2012 года вселяет надежды, что сокращения производства больше не случится. Так, в Алтайском крае за январь-февраль было произведено 18,2 тыс. тонн макаронных изделий, что на 2,7% выше аналогичного показателя 2011 года. Сибирские компании уже заявляют о намерении расширять производство. Так, в марте во время визита на международную выставку ИПАК-ИМА (Италия) Валерий Покорняк объявил тендер среди италь­янских организаций на приобретение шестой линии по производству макаронных изделий (производительность 4 500 кг•час). Сейчас компания производит около 25 тыс. тонн макарон в год.

Рост рынка в денежном выражении, отмечают производители, в ближайшие годы будет идти за счет увеличения доли премиальной продукции, расширения ассортимента и диверсификации поставок как внутри страны, так и на экспорт. «Мы ожидаем, что по мере увеличения доходов населения заметные темпы роста продаж будут характерны преимущественно для премиальных и субпремиальных марок. По нашим примерным оценкам, в перспективе следующих трех-четырех лет средние темпы роста составят здесь около 10 процентов в денежном выражении», — прогнозирует Анна Мишутина. «Мы считаем, что макароны из твердых сортов пшеницы будут пользоваться все большей популярностью в 2012 году. Ожидаем, что спрос на макаронные изделия немного восстановится, рынок подрастет на один-два процента», — добавляет Богдан Зыков.

Между тем очевидно, что эконом­сегмент макарон также будет востребован. Ведь известно, что лапша и картошка всегда были основной пищей небогатого населения. А уровень доходов сибиряков повышается не равномерно и не быстро. Так, Валерий Покорняк отмечал, что в 2012 году «АЛТАН» будет активно заниматься выстраиванием четкой маркетинговой политики для продукции экономсегмента.

Важной тенденцией 2012 года, как полагают эксперты, станет рост доли импорта на рынке. Прежде всего это связано со вступлением России в ВТО. «Отечественные производители макаронных изделий столкнутся с более серьезной конкуренцией и будут вынуждены улучшать качество и расширять ассортимент своей продукции, а в ряде случаев — пересматривать маркетинговую и сбытовую политику. Из других сложностей, с которыми может столкнуться отрасль, я бы отметил возможные колебания цен на муку (для предприятий полного цикла этот риск ниже), а также высокую волатильность цен на зерно», — говорит Богдан Зыков.

Достаточно высокий объем производства макарон в Сибири позволяет местным производителям продавать свою продукцию не только в регионах самого округа, но и завоевывать рынки других субъектов Федерации. Самым перспективным направлением для сибиряков является, естественно, Дальний Восток. Планы по активному освоению этой территории обозначала алтайская компания «Мельник», которая в ближайшие годы хотела бы довести свою долю на дальневосточном рынке с нынешних 10 до 30%. Правда, существенно заработать на восточных окраинах вряд ли получится: численность населения Дальневосточного федерального округа постоянно снижается, что сокращает объемы рынка.

Компания «Алтан», к примеру, достаточно активно продвигает свою продукцию на территории всей России: ее реализуют более 100 дистрибуторов, 123 торговые сети и 47,5 тыс. торговых точек в 50 регионах страны. Но, конечно, важнейшим каналом сбыта становится экспортный. Пока что общий объем вывезенных макарон из России не превышает 60 тыс. тонн в натуральном выражении. Примерно 5% от этого показателя приходится на Алтайский край. В основном все вывозится в Казахстан, но российские макароны едят и в Украине, и в Таджикистане с Узбекистаном, и в Монголии.

При этом специалисты обращают внимание на то, что наиболее перспективным направлением развития рынка должно быть качественное, а не количественное развитие. Необходима диверсификация производимой продукции и расширение ассортимента. Предприятия макаронной отрасли уже двигаются в этом направлении. Например, «Мельник» еще в 2010 году установил четвертую линию по производству макарон-длиннорезов производительностью 30 тонн в сутки. Регулярно осваивает новые форматы и компания «АЛТАН». Так, в 2009 году на рынок была выведена новая продукция — крупные форматы макарон Granmulino-Премиум (трубочка большая, 350 г, и спираль большая, 350 г). Годом позже на прилавках появились макароны под маркой «Здоровые». Тем не менее сейчас в Сибири выпускается менее трех десятков различных видов макарон. Для сравнения — итальянские макаронные фабрики выпускают более 400 разновидностей подобных изделий. Так что нашим «макаронникам» есть куда расти.

При этом эксперты подчеркивают, что расширение ассортимента тоже должно иметь разумные пределы. Тут уместно вспомнить идею Генри Форда о том, что стандартная модификация автомобиля устраивает 95% молчаливого большинства. А за различные новшества ратуют 5% активного большинства. Но если производитель пойдет на поводу у них, особенной выгоды он не получит.




Источник: expert.ru

Также в разделе

Комментарии (0)